Афганистан стал для Альфреда Болеславовича той горячей точкой, которая оставила на душе наиболее заметный след, почти как от ожога. В Афган он попал в 1983 году, будучи командиром 2-й авиационной экадрильи. Первой командовал друг и учитель летчика М.В. Степанов. Березовские летчики под командованием П.П. Тарасевича базировались на двух аэродромах – в Шинданде и Кандагаре. Боевые действия стали теми самыми военными буднями, о которых Альфред Болеславович упоминает сегодня просто как о работе. Правда, работа эта каждый день сопровождалась смертельным риском. Почувствовать себя в безопасности в Афганистане было невозможно ни днем, ни ночью. Случалось, что наши самолеты садились с пробоинами, случалось – их сбивали. Был случай, когда начальник разведки майор И.И. Долгих, самолет которого был подбит, приземлился на парашюте близ кишлака с враждебно настроенным населением. Окруженный, он упорно отстреливался, однако силы были не равны. Спасли майора умелые и четкие поисковые действия, организованные руководителями полетов, и мастерство наших летчиков. Кстати, именно благодаря уровню подготовки и упомянутому мастерству (почти все летчики в полку, воевавшие в Афганистане, были первого класса) полк (единственный из всех) вернулся домой без потерь. За участие в боевых действиях А.Б. Кравченок награжден двумя орденами Красной Звезды, другими наградами. В постперестроечное время отношение к воинам-афганцам в обществе было разное, в том числе и негативное. Говорилось о нецелесообразности и даже о преступности участия советских войск в этой войне. По мнению А.Б. Кравченка, Вооруженные Cилы, в том числе и ВВС, выполняли свой долг. Приказы в армии не обсуждаются, в противном случае, это уже не армия. Другое дело, что с высоты пройденных лет и опыта хорошо видны допущенные просчеты и ошибки. Хотя те, кто сегодня воюет на этой земле, совершают куда больше ошибок, нежели наши войска 30 лет назад. Сегодня летчика-аса радует то, что в обществе возобладала взвешенная оценка тех событий, как радует и возрождение престижа армии, оболганной и униженной в смутные постперестроечные времена, в том числе, и в связи с конверсией.
Альфред Болеславович из тех командиров, кто сполна ощутил и пережил процесс развала армии на себе и своих подчиненных. Вернувшись в 1984 году из Афганистана, он поступил в Военно-Воздушную академию им. Ю.А. Гагарина в подмосковном Монино, после окончания которой в 1987 году служил в должности заместителя командира и командира авиаполка сначала в Тирасполе, а с 1989 по 1992 г.г. – на территории Германии. Когда начался массовый вывод наших войск из бывших стран соцлагеря, полк Кравченка был в авральном порядке передислоцирован в город Тоцк за Волгу. На плечи командира легла огромная ответственность не только за самолеты, технику, хозяйство, но и за судьбы людей.
Этот груз ответственности, пусть и несколько облегченный с течением времени новым статусом и реалиями сегодняшних будней военной авиации, полковник запаса чувствует всегда. С удовлетворением констатируя, что Беларусь первой из республик на постсоветском пространстве сделала все возможное для возрождения армии, что канули в Лету времена, когда летать было нельзя из-за отсутствия топлива, он, тем не менее, и сегодня, отслужив 38 лет, из которых 36 отлетал, не отошел от дела, которому без преувеличения посвятил всю свою жизнь.
В настоящее время А.Б. Кравченок уже в качестве штатского человека руководит полетами. Многие из нынешних летчиков – бывшие его подчиненные, он знает, кто из них на что способен, по голосам определяет, кто сейчас в небе. И пусть круг обязанностей стал намного уже – Альфред Болеславович чувствует не меньшую ответственность, чем когда-то за штурвалом самолета, ведь речь всякий раз идет о человеческих жизнях.
Судьба подарила ему замечательную, мудрую и понимающую супругу – Раису Зиновьевну, прекрасных сыновей и дочь, двух внуков и двух внучек. Свои «тылы» полковник запаса оценивает как очень надежные. Один из сыновей, Владислав, служит все на той же 927-й истребительной авиабазе; второй, Валерий, является директором Ревятичской СШ. Дочь Алеся в настоящее время воспитывает ребенка. А еще Альфред Болеславович до сих пор заботливый любящий сын – его родители, несмотря на почтенный возраст, живы-здоровы, может быть, потому, что гордость за сына продлевает их жизненный путь.
Он давно выполнил программу-минимум настоящего мужчины – не только воспитал детей и построил дом (в силу прямоты и честности натуры этот процесс не был быстрым), но и посадил сад и даже развел пчел, которые уже приносят мед. А самое главное, трудом и упорством воплотил в жизнь детскую мечту, которой остался верен и поныне.
Маргарита ГОРОВАЯ.
Фото Сергея БОБРОВА.
Газета Маяк, Люди и судьбы, 20 февраля 2010 Ссылка: http://maiak.by/?p=8233